Худяков Иван Степанович
Лейтенант

Иван Степанович Худяков родился в 1913 году в Архангельской области в семье крестьянина. После окончания педагогического училища работал учителем в школе. После окончания в 1939 году Ленинградского пехотного училища имени С.М. Кирова лейтенант И.С. Худяков был направлен в Харьковское военно-авиационное училище. Через год он стал штурманом скоростного бомбардировщика.

Началась советско-финляндская война. Полк бомбардировщиков, в котором служил лейтенант И.С. Худяков, располагался под Псковом. Здесь и получил штурман Худяков боевое крещение: бомбил укрепления врага на Карельском перешейке.

27 января 1940 года эскадрилье бомбардировщиков было приказано уничтожить эшелоны противника на железнодорожной станции. Ровно в 10 часов десять советских самолетов поднялись в небо. До намеченной цели оставалось совсем немного, когда из облаков прямо на эскадрилью обрушились девять истребителей противника. Наши летчики вступили в бой. В этом бою стрелки сбили три самолета противника. Был подбит и один наш бомбардировщик. А второй, где летчиком был Н.М. Стольников, штурманом И.С. Худяков, а стрелком-радистом Г.Д. Гуслев, получил серьезное повреждение: из строя вышел левый мотор. Бомбардировщик резко снизил скорость, отстал от своей группы.

Предвкушая легкую победу, шесть финских истребителей атаковали советский самолет. Экипаж мужественно принял бой. Пулеметные очереди прошивали бомбардировщик со всех сторон.

Гуслев упорно сопротивлялся и подбил еще два истребителя. Неожиданно заклинило пулемет. Стрелок попытался устранить задержку, но был ранен. Самолет мог лететь. И летчик настойчиво вел машину к цели. Уже видны станционные постройки, нити железнодорожных путей и эшелоны, эшелоны... Ранен в ногу И.С. Худяков. На какой-то миг штурман оторвался от прицела, но, превозмогая боль, снова приник к нему. Тяжелый груз был сброшен точно в цель. Бомбардировщик под градом вражеских пуль начал разворот на обратный курс. На помощь ему спешили отбомбившиеся товарищи. Они подбили еще один вражеский истребитель. Но соединиться со своей группой экипаж старшего лейтенанта Н.М. Стольникова не смог: пулеметной очередью был поврежден и правый мотор.

Под крылом самолета - лес без конца и края. И вот - белое ровное пятно. Озеро! Высокое мастерство и хладнокровие помогли Н.М. Стольникову посадить машину на лед. Летчик помог И.С. Худякову перевязать раненную ногу. Потом они вдвоем перевязали раны Г.Д. Гуслева, вынесли его из самолета и, завернув в парашют, укрыли в снежном окопе, под моторами самолета. При 45-ти градусном морозе лейтенант И.С. Худяков разобрал пулемет. Повреждения не было: просто заклинило патрон. Оба - и летчик, и штурман - обрадовались. На плоскостях и фюзеляже насчитали 417 пробоин.

Минут сорок оборудовали позицию. Лопат не было, снег отгребали руками. По времени противник должен был уже появиться у озера. Вдруг из-за леса медленно выплыл самолет. Это был наш, советский одноместный разведчик. Сделав круг, краснозвездная машина качнула крыльями и взяла курс на восток. Заметил!

На озеро вышла группа финских лыжников, человек пятнадцать. Не решаясь сразу двинуться к самолету, лыжники залегли. Вскоре они осмелели, встали на лыжи и, поторапливая друг друга, двинулись к центру озера.

Когда лыжники приблизились к самолету на 150 метров, И.С. Худяков дал по ним длинную очередь. Многие финны были убиты. Два-три лыжника пытались отползти к лесу. Но пули настигли их (пехотное училище пригодилось, был ведь когда-то пулеметчиком).

Старший лейтенант Н.М. Стольников выбрался из окопа, пригнувшись, добежал до убитых и, захватив несколько автоматов с дисками, вернулся обратно. Теперь они оба могли вести огонь по противнику.

Вскоре на берегу озера появилась новая группа лыжников. Эти были осторожнее, на лед не сошли, открыли огонь по самолету из миномета. Мины рвались около самолета в глубоком снегу. Автоматные очереди поднимали снежные фонтанчики. Финны методично нащупывали советских летчиков.

С приближением сумерек, противник активизировался. Под прикрытием минометного огня финские стрелки спустились на лед и, непрерывно стреляя из автоматов, стали подползать к снежному окопу. И в это время из-за леса на бреющем полете вынырнули три легких краснозвездных самолета. Обстреляв врага из пулеметов, они приземлились и, не прекращая огня, прижали противника ко льду. Н.М. Стольников и И.С. Худяков подхватили раненного Гуслева и быстро переправили его в один из самолетов. Машина взмыла в воздух и с высоты прикрывала остальных. Вскоре взлетел второй самолет. Третья машина задержалась с взлетом: штурман И.С. Худяком готовил к взрыву свой бомбовоз, чтобы он не достался врагу. Подтащив парашюты под бензобаки, он дал очередь по металлическим стыкам. Бензин моментально пропитал парашютный шелк. Лейтенант И.С. Худяков поднес спичку - и языки пламени стремительно окутали самолет. Прихрамывая, добежал до ожидающего его самолета, погрузил захваченные трофеи и поднялся в кабину.

7 апреля 1940 года экипаже скоростного бомбардировщика, в том числе и лейтенанту Ивану Степановичу Худякову, было присвоено звание Героя Советского Союза.

В 1941 году он окончил курсы Военно-воздушной академии. Храбро сражался на фронтах Великой Отечественной войны. После войны продолжал служить в Военно-Воздушных силах.

С 1954 года капитан И.С. Худяков в запасе. Жил в Сочи.